В истории рок-музыки, пожалуй, найдется не так много групп, которые своей деятельностью на музыкальном поприще вызывают что угодно - восторг, обожание, разочарование, гнев, злость - но только не равнодушие. Как правило, такие коллективы могут похвастаться богатой историей экспериментов, взлетов и падений, триумфов и провалов...Наверно, первая группа, которая приходит в голову вместе с таким набором характеристик - это калифорнийская Metallica. Одни из отцов трэш-метала, самая известная и популярная металлическая группа на планете, ныне - обитатели Зала Славы Рок-н-ролла, авторы как минимум пяти классических альбомов...и вместе с тем одна из самых одиозных и неоднозначно воспринимаемых банд на тяжелой сцене. Как эти четверо парней уже вот 30 лет взрывают мировую рок-сцену, в чем причина их выдающихся успехов и столь же громких провалов? В преддверии 30-летней годовщины их студийного дебюта включайте любимый диск Metallica и окунитесь в историю великой группы - мы будем искать ответ на этот вопрос!
Джеймс Хэтфилд, тогда 18-летний парень с непростой судьбой, но горячим сердцем, остался далеко не в восторге от уровня игры Ульриха, но это не помешало им крепко сдружиться и в будущем разделить общие разгульные будни гастрольной жизни. Хэтфилд был уже очень неплохим гитаристом, имел опыт игры в нескольких школьных группах, также, как и Ульрих, фанател от Black Sabbath, Diamond Head и Motorhead. По его собственному признанию, только лишь обширные связи Ларса в металлическом андерграунде все-таки убедили Джеймса попробовать создать группу вместе с чудаковатым ударником-датчанином.
Новоиспеченную группу Ларс окрестил Metallica, украв это название у Рона Куинтаны, который советовался с Ульрихом по поводу названия своего журнала о британской и американской металлической сцене. Хитрозадый датчанин отговорил Куинтану называть свое издание "Metallica" и приберег это громкое имя для собственной группы.
Вскоре Джеймс Хэтфилд пригласил в группу темнокожего гитариста Ллойда Гранта и басиста Рона Макгоуни. В таком составе молодой коллектив и начал первые репетиции в своем гараже. Тогда же и появилась первая песня группы Hit The Lights, которая впоследствии вошла в знаменитый сборник Брайана Слэгела Metal Massacre. Ллойд Грант выбыл из группы уже через несколько репетиций, так как, по словам самих металликовцев, "не тянул ритм", и вскоре ему на смену пришел не кто иной, как Дэйв Мастейн. Рыжий нахальный гитарист впечатлил Ульриха и Хэтфилда одной только своей разминкой на прослушивании, и был немедленно принят.
С новым талантливым гитаристом группа впервые выступила в мае 1982 года. Первое появление "Металлики" на сцене имело успех, и к середине 1982 года группа записала свое первое полноформатное демо - No Life 'till Leather. Набирающая обороты "Металлика" уже приобрела некоторую известность, но басист Рон Макгоуни, благодаря которому группа обрела репетиционную точку и машину, перестал устраивать ребят как музыкант, да и стал выпадать из коллектива, будучи явно не в восторге от постоянных пьяных дебошей, которые то и дело устраивали Ульрих, Хэтфилд и Мастейн. Так что скоро с Роном пришлось попрощаться.
К концу 1982 года Хэтфилд на концерте сан-францисской группы Trauma познакомился с Клиффом Бертоном - парнем с солидным музыкальным прошлым, исключительно талантливым бас-гитаристом. Хэтфилд остался под таким впечатлением от его бас-соло Anesthesia (Pulling Teeth), что немедленно принялся уговаривать Клиффа присоединиться к "Металлике". Тот согласился, но только с условием, что вся группа переезжает к нему в Сан-Франциско - подальше от ненавистной лос-анджелесской глэм-сцены. Новый виртуозный басист вдохнул в группу новую жизнь, и к началу 1983 года "Металлика" в новом составе махнула в Нью-Йорк для записи дебютного альбома на лейбле Megaforce Records.
Правда, общую оптимистичную картину портил один факт: Дэйв Мастейн стал настоящей головной болью для группы. По словам самих металликовцев, "он был столь же талантлив, сколь и невыносим". Данный товарищ до сих пор славится своим тяжелым характером и поразительной способностью вдрызг ругаться со всеми, кто имеет несчастье с ним работать. А вкупе с интенсивыным потреблением наркотиков и алкоголя Дейв становился неуправляемым и непредсказуемым. Что, конечно, не могло не волновать Хэтфилда и Ульриха...После ряда скандалов Дэйв Мастейн уже в Нью-Йорке в одно похмельное утро узнал от своих товарищей по группе, что он уволен.
Уже по дороге обратно в Калифорнию Мастейн в автобусе на полу нашел буклетик об опасностях применения оружия массового поражения. Рыжего гитариста, только что уволенного из "Металлики", привлекло в нем одно слово, "мегасмерть", обозначающее миллионы жертв гипотетического ядерного конфликта. Пожалуй, с этого момента можно говорить о начале истории группы Megadeth, созданной Мастейном в отместку за изгнание из "Металлики" и ставшей номером два в иерархии групп американского трэша после банды Хэтфилда-Ульриха. Но это, как говорится, уже совсем другая история...
Свято место второго гитариста в "Металлике" пусто было недолго: вскоре Мастейна сменил Кирк Хэмметт из сан-францисской группы Exodus, ученик Джо Сатриани, очень талантливый парень, способный исполнять идеи с точностью компьютера. В таком составе (Хэтфилд, Ульрих, Хэмметт, Бертон) группа приступила в Нью-Йорке к записи своего первого альбома Kill'em All.
Дебютник Kill'em All стал настоящим прорывом в мире экстремального металла. Несмотря на невысокое качество записи, альбом стал настоящей библией раннего трэш-металла. Впрочем, об этом альбоме можно говорить только как о авангарде первой волны трэша, который еще не полностью отделился от спид-металла. Что касается материала, представленного на диске, что это были короткие скоростные и интенсивные композиции в духе Venom и Motorhead. Тексты Хэтфилда тоже не отличались особенной проникновенностью, да и чуть ли не добрая половина музыкального материала была сочинена еще Мастейном. Его перу частично принадлежат песни Jump In The Fire, Hit The Lights, Phantom Lord и Metal Militia. Интересна история с песней The Four Horsemen: она была написана Мастейном еще до его прихода в "Металлику" и называлась The Mechanix, но после его увольнения Хэтфилд изменил "глупые", по его мнению, текст и название, плюс Хэмметт добавил в песню медленную часть со смачным соло, которое, как сказал Клифф Бертон, было выдержано в стиле Тони Айомми. Ее оригинал можно услышать на ранних демо "Металлики", а также на дебютнике Megadeth в исполнении самого Мастейна.
В общем, дебютник "Металлики" удался на славу. Продавался он неважно, но зато ребята стали настоящими новаторами в металлическом андеграунде: так тяжело и быстро не играл тогда никто. Одна только Whiplash уже нарушала все установленные традиционные рамки музыки в жанре "метал": бешеная скорость и тяжесть стали визитной карточкой банды. После выхода нашумевшего Kill'em All молодая группа отправилась в небольшое турне с Venom, а позже уехала в Копенгаген записывать новый диск с продюсером Флеммингом Расмуссеном.
Второй альбом группы, Ride The Lightning, вышел в июле 1984 года и стал гигантским шагом вперед для "Металлики". Хэтфилд и компания взялись за очень сложные темы: несправедливая война, подавление инакомыслия, суицид, смертная казнь. Диск оказался полон шедеврами: альбом начинается с неожиданного акустического вступления перед Fight Fire With Fire (суперскоростной и супертяжелой для 1984 года вещи), далее следуют заглавная песня с великолепным соло маэстро Хэмметта, антивоенная For Whom The Bell Tolls (по книге Э. Хэмингуэя), первый медляк группы Fade To Balck, виртуозная Creeping Death, основанная на библейском сюжете об исходе евреев из Египта, а также эпический инструментал The Call of Ktulu по произведениям небезызвестного Говарда Лавкрафта, любимого автора Клиффа.
Кстати, и на этом диске не обошлось без Дэйва Мастейна: в Ride The Lightning и The Call of Ktulu были использованы риффы его сочинения. Акустический рифф из инструментала Дейв Мастейн позже применил в композиции Hangar 18 1990 года. Единственными проколами на альбоме стали вымученные Escape и Trapped Under Ice, но все равно этот альбом показал миру новую "Металлику" - гораздо более серьезную, профессиональную и жесткую.
Время шло, армия поклонников "Металлики" неуклонно росла. Группа отгремела свое первое европейское турне с WASP и Armored Saint, а в середине 1985 года на фестивале "Монстры рока" в Доннингтоне ребята выступили перед 70.000 зрителей. Не теряя даром времени, "Металлика" снова вернулась в студию для записи нового диска.
Третий студийный альбом группы, Master of Puppets, вышел 3 марта 1986 года и буквально мгновенно разошелся тиражом в 500.000 копий, став золотым. Критики почти единогласно признают Master of Puppets лучшей работой "Металлики", а некоторые - величайшим метал-альбомом всех времен. Уже в наше время третий студийник "Mеталлики" возглавил рейтинг лучших металлических дисков по версии журнала Metal Hammer, а Rolling Stone в 2006 году отвел ему 27 место в списке величайших альбомов всех времен. Сказать, что Master of Puppets великий альбом - это ничего не сказать. Все 8 композиций альбома практически безукоризненны материал диска доведен до совершенства буквально в каждой детали. Чего стоят одни только знаменитые Battery, Welcome Home (Sanitaruim), Disposable Heroes и Damage Inc.
Master of Puppets стал настоящей классикой тяжелого металла, даже его обложка с изображением крестов на солдатском кладбище стала знаменитой. Особо стоит отметить поистине непревзойденные Master of Puppets c ее классической интерлюдией, а также Orion - еще один безумно красивый инструментал от Клиффа Бертона, в котором он играет три басовых соло на дисторции. Нечего и говорить, что Orion стал едва ли не эталоном высочайшего исполнительского мастерства для бас-гитары. Основной гитарный рифф из Master of Puppets стал номером один в списке величайших металлических риффов по версии журнала Total Guitar.
А что же потом? Беспрецедентный релиз альбома и триумфальный тур с Оззи Озборном! Диск впоследствии стал 6-кратно платиновым и продержался в Billboard 72 недели. Правда, тур по США слегка подпортило дурошлепство Хэтфилда, который сломал руку, катаясь на скейтборде, и вынужден был до конца турне только ходить по сцене да вокалировать с гипсом на кисти. Временно стать ритм-гитаристом "Металлики" любезно согласился Джон Маршалл из Metal Church.
Казалось бы, у "Металлики" все было просто замечательно - ребята в самом сникерсе, три шедевральных альбома, туры по всему миру со звездами первой величины, пьянки и гулянки неимоверных масштабов, разгромы отельных номеров, - в общем, рок-н-ролл во всей своей красе. Остановить этот развеселый механизм по производству шедевров рок-музыки могло только нечто ужасное...И это произошло.
Мир рок-музыки в то утро понес тяжелейшую потерю действительно гениального бас-гитариста; известие о его смерти буквально через час облетело уже весь мир.
Хэтфилд, Хэмметт и Ульрих не получили серьезных ранений. Расследование полиции ни к чему не привело, водитель утверждал, что причиной аварии стало то, что он наехал на замерзшую лужу, хотя ни шведские полицейские, ни Джеймс Хэтфилд, обошедший дорогу на несколько сот метров, никакого льда не нашли. Сам Джеймс не раз утверждал, что водитель автобуса был пьян в то утро, либо заснул за рулем...Как бы то ни было, вину водителя доказать не удалось, никаких обвинений ему не было предъявлено.
Тело Клиффа кремировали, а прах развеяли на ранчо Максвелл. Дейв Мастейн, потрясенный вестью о гибели Бертона, в один присест написал песню In My Darkest Hour и посвятил ее погибшему басисту. Таков был конец истории "Металлики" с Клиффом Бертоном, который в 2011 году был признан одним из величайших бас-гитаристов всех времен. На церемонии прощания с Клиффом звучала его главная композиция - Orion.
Оправившись от шока, металликовцы с благословения семьи Клиффа принялись за поиски нового басиста. На прослушивание явились больше 300 человек, и ребята выбрали из них только одного парня, который, собственно говоря, пришел на прослушивание ради прикола и не особо надеялся занять место басиста в "Металлике". Этим парнем был Джейсон Кертис Ньюстед, чувак из захолустья штата Мичиган, игравший тогда в умеренно известной трэшевой команде Flotsam & Jetsam. Он был официально принят басистом в группу после громкой попойки с металликовцами спустя только 3 недели после похорон Бертона и сначала даже не поверил своему счастью.
В начале 1987 года обновленная "Металлика" отправилась продолжать турне в Японию. Джейсон показал себя классным басистом и, прежде всего, хорошим шоуменом: он стал в группе вторым фронтменом, часто общался с публикой, да еще и шикарно подпевал Хэтфилду на концертах. Однако, как гласят легенды, Ньюстед внутри "Металлики" прошел через жесткие испытания: ребята, еще не пережившие смерть Клиффа, позволяли себе частенько срываться на новичке и отпускать в его адрес всякие шуточки, причем не всегда добрые. "Да, у нас новый басист, - говорили металликовцы, - но он не Клифф". Ньюстед стоически перетерпел эту дедовщину, пока не стал полноценным членом группы, хоть и с запозданием.
1987 год стал годом каверов и воспоминаний для "Металлики": группа выпустила мини-альбом Garage Days Re-Revisited, в который вошли новые каверы на Diamond Head, Holocaust, Killing Joke, Budgie и Misfits. Диск на удивление хорошо продавался, группа опробовала свою новую студию, а заодно и проверила Ньюстеда на профпригодность. Другим важным событием для группы стал выход фильма Cliff'em All, посвященный трем годам пребывания Клиффа Бертона в "Металлике". "Мы не собирались рыдать в каждом кадре фильма о нашей потере, - говорил Хэтфилд, - "Мы просто решили поделиться нашими воспоминаниями о Клиффе за бутылкой пива в теплой обстановке - так, как бы это сделал бы сам Клифф". И впрямь, первое видео группы состоит из множества интервью, записей концертных выступлений разных лет, рассказов о всяких забавных случаях из жизни группы с участием Клиффа Бертона.
Каверы каверами, а "Металлике" пора было уже задуматься о новом альбоме. Ребята приступили к записи нового диска с неуверенностью: ведь это был первый студийный альбом без Клиффа, без его зоркого глаза и музыкального таланта.
Работа над альбомом длилась 4 месяца в Лос-Анджелесе, снова под опекой Флемминга Расмуссена. И наконец 4 сентября 1988 года новый двойной альбом, названный ...And Justice For All увидел свет.
Он оказался несколько другим, чем Master of Puppets. Песни стали медленнее, длиннее и тяжелее, да и само звучание группы претерпело изменения. Вместо 5-7 минутных боевиков из предыдущих релизов ...And Justice For All содержал уже две почти десятиминутные композиции. "Металлика" на этот раз взялась за обличение всей ханжеской, по их мнению, морали в окружавшем их американском обществе. Продажность системы, фиктивная свобода, душная атмосфера лживых общественных устоев стали новыми темами творчества группы. Даже обложка альбома, изображавшая падающую статую Правосудия, с чаш весов которой сыпятся доллары, громко заявляла о протесте, который "Металлика" выразила в их новом творении.
Музыкальный материал на альбоме был гораздо прогрессивнее и сложнее всех предыдущих работ группы. Пожалуй, "...And Justice For All" стал чемпионом в дискографии "Металлики" по количеству всяких наворотов в техническом плане исполнения. Вступительная "Blackened" начинается с интереснейшей гитарной реверсии и дальше уже просто шокирует буквально с первой минуты громадным разнообразием риффов и приемов ударных партий Ульриха. Заглавная 9-минутная ...And Justice For All повествует о проблеме американского правосудия, навеянной одноименным фильмом с Аль Пачино. Следующие Harvester of Sorrow, Eye of The Beholder и The Shortest Straw тоже уже не отличаются скоростью, но зато хороши своей тяжестью и проникновенной лирикой. Особенно знаменитой стала сложная полубаллада One, основанная на книге Д. Трамбо "Джонни взял ружье" о солдате Первой мировой войны, лишившемся зрения, слуха, всех конечностей на войне и обреченном до конца своих дней мысленно молить судьбу о смерти. Кстати, скоростное соло Кирка Хэмметта из One заняло 7 место в списке лучших гитарных соло в истории.
Продюсировать новый студийник металликовцы пригласили Боба Рока, известного по работе с Aerosmith, Bon Jovi и Motley Crue. Это слегка напрягло фэнов, которые испугались, что менстримовый продюсер может пагубно подействовать а антикоммерческое звучание Metallica (ох, какой же сюрприз их ждал в недалеком будущем!!).
Работа велась напряженная: альбом был перемикширован трижды, на его запись было угроблено около 1 миллиона долларов и три брака участников группы. Как гласят фанатские байки, металликовцы не раз зарекались когда-нибудь еще работать с Бобом Роком, впрочем и сам Боб, по его словам, нажил не одну седую волосинку от нервной работы с Metallica. И что же получилось в результате полутора лет адского труда в студии?
Пятый студийный альбом группы вышел 12 августа 1991 года, а через два дня он уже был дважды золотым. Безымянный альбом, который так и назвали - Metallica (или The Black Album по его черной обложке со змеей) возглавил чарты по обоим берегам Атлантики, и продержался на вершине хит-парадов месяц. Этому "черному альбому" суждено было стать самым продаваемым металлическим диском всех времен - на данный момент уже продано более 25 миллионов копий. Он практически сразу приобрел бриллиантовый статус и сделал Metallica метал-группой №1 в мире.
Что касается музыкального материала альбома, то тут стоит выделить "золотую четверку" - четыре самые сильные вещи на альбоме, до сих пор играющие из каждого утюга по всему земному шару - это Enter Sandman, Sad But True, и, конечно же, вечные The Unforgiven и Nothing Else Matters, которых не слышали разве что крайние жители Севера. Эти песни мгновенно отошли в разряд нетленки и с тех пор играются "Металликой" едва ли не на каждом концерте.
Остальные композиции тоже весьма и весьма интересны - это и Wherever I May Roam c ее восточными мотивами и интро на ситаре, и почти трэшевые Holier Than Thou и Struggle Within, и трагичная My Friend of Misery с басовым соло Джейсона. Нашлось на "Черном альбоме" место и для тяжелых громких вещей вроде The God That Failed и Don't Tread On Me. Качество звука для 1991 года - близкое к идеальному, ударные Ульриха прекрасны и хлестки, Ньюстеда не стали обижать с басом, вокал Хэтфилда превосходен, а соло Кирка Хэмметта - безупречны и в высшей степени мелодичны. Альбом побил все возможные рекорды, достиг всех вершин, уложил на обе лопатки всех конкурентов. Что же не так?
Беда заключалась в том, что "Черный альбом" был, по сути, абсолютно коммерческим и мейнстримовым, а также и предельно упрощенным в плане построения композиций. Где девятиминутные инструменталы, головокружительные скоростные риффы, неоднократные смены ритма и переходы? Песни на альбоме практически диаметрально отличались от всего, что "Металлика" сочиняла предыдущие 10 лет - теперь это была группа, которая писала песни, которые понравятся всем, а не только особо искушенным металхэдам. Часть убежденных трэшеров, возмущенные простотой и коммерческой направленностью альбома, вынесли свой безжалостный приговор - Metallica продалась". Выяснять, так это или нет - дело неблагодарное. Но скоро уже "Металлика" прорвалась на радио, на телевидение и стала фактически законодателем моды в мире мейнстримового металла.
На фоне всеобщего ажиотажа были сняты клипы Enter Sandman и The Unforgiven, а также выпущен фильм A Year and A Half In The Life of Metallica, подробно рассказывающий о трудном и кровавом процессе записи "Черного альбома"
В поддержку нового альбома "Металлика" отправилась в трехлетнее турне по всему миру, в рамках которого в сентябре 1991 года группа впервые выступила в России на фестивале Monsters of Rock в Тушино перед почти полумиллионной аудиторией. В ходе продолжительного тура "Металлика" посетила с концертами, помимо США, Великобританию и Японию.
Чрезвычайно коммерчески успешный совместный тур с Guns N' Roses едва не обернулся новой трагедией для "Металлики". 8 августа 1992 года в Монреале Джеймс Хэтфилд, не сориентировавшись на сцене, получил ожоги второй и третьей степени. Случилось так, что Джеймса забыли предупредить о том, что рабочие поменяли порядок распределения пиротехнических эффектов, и прямо во время во время исполнения Fade To Black он попал в 3,7-метровый огненный столб. "Я подумал в ту секунду: все, нашей группы больше нет", - вспоминал Джейсон Ньюстед. В результате поражены были руки, ноги и лицо Хэтфилда... Джеймса увезли в больницу, а растерянные Ларс, Кирк и Джейсон объяснились с публикой и понадеялись на помощь своих товарищей по туру, на Guns N' Roses. Как позже выяснилось, понапрасну.
К счастью, все обошлось: Джеймсу пришлось на время отказаться от гитары, и на помощь снова пришел Джон Маршалл, ставший ритм-гитаристом группы на оставшуюся часть тура. Хэтфилду пока до выздоровления приходилось только петь, заглушая сильную боль от ожогов обильным потреблением алкоголя.
Творческий отчет по трехлетнему турне вышел в ноябре 1993 года в виде концертного бокс-сета Live Shit: Binge & Purge, окончательная версия которого вмещала записи концертов в Сан-Диего, Мехико и Сиэтле (это видео было сделано в 1989 году, еще во время тура Damaged Justice. Помимо видео, бокс-сет еще содержал футболку, плакат, буклетик и прочие маленькие радости для каждого фаната. Это сокровище стало 15-кратно платиновым.
В 1994 году "Металлика" выступила на Вудстоке, и после более чем трех лет оглушительных концертов по всему миру наконец снова вернулась в студию работать над новым альбомом. Летом 1995 группа отыграла три шоу в Доннингтон-парке и полностью погрузилась в работу над долгожданным преемником "Черного альбома".
"Жизнь начинается с косухи"
История "Металлики" тесно связана с судьбой ее двух основателей - датчанина Ларса Ульриха и американца Джеймса Хэтфилда, которые имели несчастье однажды в далеком 1981 году познакомиться через объявление в лос-анджелесской газете Recycler. Молодой Ларс Ульрих тогда был новичком в Голливуде: еще недавно он оставил перспективную карьеру теннисиста и вместе с родителями перебрался в Калифорнию из пригорода Копенгагена. Спортсмена в Ульрихе убила другая его страсть - музыка. Ларс, баловень судьбы, был без ума от вовсю тогда бушевавшей "новой волны британского тяжелого металла" начала 80-х, коллекционировал пластинки всех банд, которые только мог найти, а в свободное время предавался игре на ударных. В Лос-Анджелесе, на новом месте, Ларс позабыл о теннисе и загорелся идеей собрать собственную рок-группу.Джеймс Хэтфилд, тогда 18-летний парень с непростой судьбой, но горячим сердцем, остался далеко не в восторге от уровня игры Ульриха, но это не помешало им крепко сдружиться и в будущем разделить общие разгульные будни гастрольной жизни. Хэтфилд был уже очень неплохим гитаристом, имел опыт игры в нескольких школьных группах, также, как и Ульрих, фанател от Black Sabbath, Diamond Head и Motorhead. По его собственному признанию, только лишь обширные связи Ларса в металлическом андерграунде все-таки убедили Джеймса попробовать создать группу вместе с чудаковатым ударником-датчанином.
Новоиспеченную группу Ларс окрестил Metallica, украв это название у Рона Куинтаны, который советовался с Ульрихом по поводу названия своего журнала о британской и американской металлической сцене. Хитрозадый датчанин отговорил Куинтану называть свое издание "Metallica" и приберег это громкое имя для собственной группы.
Вскоре Джеймс Хэтфилд пригласил в группу темнокожего гитариста Ллойда Гранта и басиста Рона Макгоуни. В таком составе молодой коллектив и начал первые репетиции в своем гараже. Тогда же и появилась первая песня группы Hit The Lights, которая впоследствии вошла в знаменитый сборник Брайана Слэгела Metal Massacre. Ллойд Грант выбыл из группы уже через несколько репетиций, так как, по словам самих металликовцев, "не тянул ритм", и вскоре ему на смену пришел не кто иной, как Дэйв Мастейн. Рыжий нахальный гитарист впечатлил Ульриха и Хэтфилда одной только своей разминкой на прослушивании, и был немедленно принят.
К концу 1982 года Хэтфилд на концерте сан-францисской группы Trauma познакомился с Клиффом Бертоном - парнем с солидным музыкальным прошлым, исключительно талантливым бас-гитаристом. Хэтфилд остался под таким впечатлением от его бас-соло Anesthesia (Pulling Teeth), что немедленно принялся уговаривать Клиффа присоединиться к "Металлике". Тот согласился, но только с условием, что вся группа переезжает к нему в Сан-Франциско - подальше от ненавистной лос-анджелесской глэм-сцены. Новый виртуозный басист вдохнул в группу новую жизнь, и к началу 1983 года "Металлика" в новом составе махнула в Нью-Йорк для записи дебютного альбома на лейбле Megaforce Records.
Правда, общую оптимистичную картину портил один факт: Дэйв Мастейн стал настоящей головной болью для группы. По словам самих металликовцев, "он был столь же талантлив, сколь и невыносим". Данный товарищ до сих пор славится своим тяжелым характером и поразительной способностью вдрызг ругаться со всеми, кто имеет несчастье с ним работать. А вкупе с интенсивыным потреблением наркотиков и алкоголя Дейв становился неуправляемым и непредсказуемым. Что, конечно, не могло не волновать Хэтфилда и Ульриха...После ряда скандалов Дэйв Мастейн уже в Нью-Йорке в одно похмельное утро узнал от своих товарищей по группе, что он уволен.
Уже по дороге обратно в Калифорнию Мастейн в автобусе на полу нашел буклетик об опасностях применения оружия массового поражения. Рыжего гитариста, только что уволенного из "Металлики", привлекло в нем одно слово, "мегасмерть", обозначающее миллионы жертв гипотетического ядерного конфликта. Пожалуй, с этого момента можно говорить о начале истории группы Megadeth, созданной Мастейном в отместку за изгнание из "Металлики" и ставшей номером два в иерархии групп американского трэша после банды Хэтфилда-Ульриха. Но это, как говорится, уже совсем другая история...
Свято место второго гитариста в "Металлике" пусто было недолго: вскоре Мастейна сменил Кирк Хэмметт из сан-францисской группы Exodus, ученик Джо Сатриани, очень талантливый парень, способный исполнять идеи с точностью компьютера. В таком составе (Хэтфилд, Ульрих, Хэмметт, Бертон) группа приступила в Нью-Йорке к записи своего первого альбома Kill'em All.
Дебютник Kill'em All стал настоящим прорывом в мире экстремального металла. Несмотря на невысокое качество записи, альбом стал настоящей библией раннего трэш-металла. Впрочем, об этом альбоме можно говорить только как о авангарде первой волны трэша, который еще не полностью отделился от спид-металла. Что касается материала, представленного на диске, что это были короткие скоростные и интенсивные композиции в духе Venom и Motorhead. Тексты Хэтфилда тоже не отличались особенной проникновенностью, да и чуть ли не добрая половина музыкального материала была сочинена еще Мастейном. Его перу частично принадлежат песни Jump In The Fire, Hit The Lights, Phantom Lord и Metal Militia. Интересна история с песней The Four Horsemen: она была написана Мастейном еще до его прихода в "Металлику" и называлась The Mechanix, но после его увольнения Хэтфилд изменил "глупые", по его мнению, текст и название, плюс Хэмметт добавил в песню медленную часть со смачным соло, которое, как сказал Клифф Бертон, было выдержано в стиле Тони Айомми. Ее оригинал можно услышать на ранних демо "Металлики", а также на дебютнике Megadeth в исполнении самого Мастейна.
В общем, дебютник "Металлики" удался на славу. Продавался он неважно, но зато ребята стали настоящими новаторами в металлическом андеграунде: так тяжело и быстро не играл тогда никто. Одна только Whiplash уже нарушала все установленные традиционные рамки музыки в жанре "метал": бешеная скорость и тяжесть стали визитной карточкой банды. После выхода нашумевшего Kill'em All молодая группа отправилась в небольшое турне с Venom, а позже уехала в Копенгаген записывать новый диск с продюсером Флеммингом Расмуссеном.
Второй альбом группы, Ride The Lightning, вышел в июле 1984 года и стал гигантским шагом вперед для "Металлики". Хэтфилд и компания взялись за очень сложные темы: несправедливая война, подавление инакомыслия, суицид, смертная казнь. Диск оказался полон шедеврами: альбом начинается с неожиданного акустического вступления перед Fight Fire With Fire (суперскоростной и супертяжелой для 1984 года вещи), далее следуют заглавная песня с великолепным соло маэстро Хэмметта, антивоенная For Whom The Bell Tolls (по книге Э. Хэмингуэя), первый медляк группы Fade To Balck, виртуозная Creeping Death, основанная на библейском сюжете об исходе евреев из Египта, а также эпический инструментал The Call of Ktulu по произведениям небезызвестного Говарда Лавкрафта, любимого автора Клиффа.
Кстати, и на этом диске не обошлось без Дэйва Мастейна: в Ride The Lightning и The Call of Ktulu были использованы риффы его сочинения. Акустический рифф из инструментала Дейв Мастейн позже применил в композиции Hangar 18 1990 года. Единственными проколами на альбоме стали вымученные Escape и Trapped Under Ice, но все равно этот альбом показал миру новую "Металлику" - гораздо более серьезную, профессиональную и жесткую.
Время шло, армия поклонников "Металлики" неуклонно росла. Группа отгремела свое первое европейское турне с WASP и Armored Saint, а в середине 1985 года на фестивале "Монстры рока" в Доннингтоне ребята выступили перед 70.000 зрителей. Не теряя даром времени, "Металлика" снова вернулась в студию для записи нового диска.
Третий студийный альбом группы, Master of Puppets, вышел 3 марта 1986 года и буквально мгновенно разошелся тиражом в 500.000 копий, став золотым. Критики почти единогласно признают Master of Puppets лучшей работой "Металлики", а некоторые - величайшим метал-альбомом всех времен. Уже в наше время третий студийник "Mеталлики" возглавил рейтинг лучших металлических дисков по версии журнала Metal Hammer, а Rolling Stone в 2006 году отвел ему 27 место в списке величайших альбомов всех времен. Сказать, что Master of Puppets великий альбом - это ничего не сказать. Все 8 композиций альбома практически безукоризненны материал диска доведен до совершенства буквально в каждой детали. Чего стоят одни только знаменитые Battery, Welcome Home (Sanitaruim), Disposable Heroes и Damage Inc.
Master of Puppets стал настоящей классикой тяжелого металла, даже его обложка с изображением крестов на солдатском кладбище стала знаменитой. Особо стоит отметить поистине непревзойденные Master of Puppets c ее классической интерлюдией, а также Orion - еще один безумно красивый инструментал от Клиффа Бертона, в котором он играет три басовых соло на дисторции. Нечего и говорить, что Orion стал едва ли не эталоном высочайшего исполнительского мастерства для бас-гитары. Основной гитарный рифф из Master of Puppets стал номером один в списке величайших металлических риффов по версии журнала Total Guitar.
А что же потом? Беспрецедентный релиз альбома и триумфальный тур с Оззи Озборном! Диск впоследствии стал 6-кратно платиновым и продержался в Billboard 72 недели. Правда, тур по США слегка подпортило дурошлепство Хэтфилда, который сломал руку, катаясь на скейтборде, и вынужден был до конца турне только ходить по сцене да вокалировать с гипсом на кисти. Временно стать ритм-гитаристом "Металлики" любезно согласился Джон Маршалл из Metal Church.
Казалось бы, у "Металлики" все было просто замечательно - ребята в самом сникерсе, три шедевральных альбома, туры по всему миру со звездами первой величины, пьянки и гулянки неимоверных масштабов, разгромы отельных номеров, - в общем, рок-н-ролл во всей своей красе. Остановить этот развеселый механизм по производству шедевров рок-музыки могло только нечто ужасное...И это произошло.
Metallica для всех
27 сентября 1986 года в семь часов утра близ шведского городка Льюнгби туровый автобус "Металлики", следовавший в Копенгаген, перевернулся на дороге. В автокатастрофе погиб один человек, Клифф Бертон. Ему было 24 года.Мир рок-музыки в то утро понес тяжелейшую потерю действительно гениального бас-гитариста; известие о его смерти буквально через час облетело уже весь мир.
Хэтфилд, Хэмметт и Ульрих не получили серьезных ранений. Расследование полиции ни к чему не привело, водитель утверждал, что причиной аварии стало то, что он наехал на замерзшую лужу, хотя ни шведские полицейские, ни Джеймс Хэтфилд, обошедший дорогу на несколько сот метров, никакого льда не нашли. Сам Джеймс не раз утверждал, что водитель автобуса был пьян в то утро, либо заснул за рулем...Как бы то ни было, вину водителя доказать не удалось, никаких обвинений ему не было предъявлено.
Тело Клиффа кремировали, а прах развеяли на ранчо Максвелл. Дейв Мастейн, потрясенный вестью о гибели Бертона, в один присест написал песню In My Darkest Hour и посвятил ее погибшему басисту. Таков был конец истории "Металлики" с Клиффом Бертоном, который в 2011 году был признан одним из величайших бас-гитаристов всех времен. На церемонии прощания с Клиффом звучала его главная композиция - Orion.
Оправившись от шока, металликовцы с благословения семьи Клиффа принялись за поиски нового басиста. На прослушивание явились больше 300 человек, и ребята выбрали из них только одного парня, который, собственно говоря, пришел на прослушивание ради прикола и не особо надеялся занять место басиста в "Металлике". Этим парнем был Джейсон Кертис Ньюстед, чувак из захолустья штата Мичиган, игравший тогда в умеренно известной трэшевой команде Flotsam & Jetsam. Он был официально принят басистом в группу после громкой попойки с металликовцами спустя только 3 недели после похорон Бертона и сначала даже не поверил своему счастью.
В начале 1987 года обновленная "Металлика" отправилась продолжать турне в Японию. Джейсон показал себя классным басистом и, прежде всего, хорошим шоуменом: он стал в группе вторым фронтменом, часто общался с публикой, да еще и шикарно подпевал Хэтфилду на концертах. Однако, как гласят легенды, Ньюстед внутри "Металлики" прошел через жесткие испытания: ребята, еще не пережившие смерть Клиффа, позволяли себе частенько срываться на новичке и отпускать в его адрес всякие шуточки, причем не всегда добрые. "Да, у нас новый басист, - говорили металликовцы, - но он не Клифф". Ньюстед стоически перетерпел эту дедовщину, пока не стал полноценным членом группы, хоть и с запозданием.
Обложка мини-альбома Garage Days Re-Revisited (1987) |
Каверы каверами, а "Металлике" пора было уже задуматься о новом альбоме. Ребята приступили к записи нового диска с неуверенностью: ведь это был первый студийный альбом без Клиффа, без его зоркого глаза и музыкального таланта.
Работа над альбомом длилась 4 месяца в Лос-Анджелесе, снова под опекой Флемминга Расмуссена. И наконец 4 сентября 1988 года новый двойной альбом, названный ...And Justice For All увидел свет.
Он оказался несколько другим, чем Master of Puppets. Песни стали медленнее, длиннее и тяжелее, да и само звучание группы претерпело изменения. Вместо 5-7 минутных боевиков из предыдущих релизов ...And Justice For All содержал уже две почти десятиминутные композиции. "Металлика" на этот раз взялась за обличение всей ханжеской, по их мнению, морали в окружавшем их американском обществе. Продажность системы, фиктивная свобода, душная атмосфера лживых общественных устоев стали новыми темами творчества группы. Даже обложка альбома, изображавшая падающую статую Правосудия, с чаш весов которой сыпятся доллары, громко заявляла о протесте, который "Металлика" выразила в их новом творении.
Музыкальный материал на альбоме был гораздо прогрессивнее и сложнее всех предыдущих работ группы. Пожалуй, "...And Justice For All" стал чемпионом в дискографии "Металлики" по количеству всяких наворотов в техническом плане исполнения. Вступительная "Blackened" начинается с интереснейшей гитарной реверсии и дальше уже просто шокирует буквально с первой минуты громадным разнообразием риффов и приемов ударных партий Ульриха. Заглавная 9-минутная ...And Justice For All повествует о проблеме американского правосудия, навеянной одноименным фильмом с Аль Пачино. Следующие Harvester of Sorrow, Eye of The Beholder и The Shortest Straw тоже уже не отличаются скоростью, но зато хороши своей тяжестью и проникновенной лирикой. Особенно знаменитой стала сложная полубаллада One, основанная на книге Д. Трамбо "Джонни взял ружье" о солдате Первой мировой войны, лишившемся зрения, слуха, всех конечностей на войне и обреченном до конца своих дней мысленно молить судьбу о смерти. Кстати, скоростное соло Кирка Хэмметта из One заняло 7 место в списке лучших гитарных соло в истории.
Отдельного внимания заслуживает 9-минутный инструментал To Live Is To Die, исполненный по наброскам Клиффа Бертона. По мнению многих фанатов, To Live Is To Die превзошел все предыдущие творения Бертона. Альбом ...And Justice For All, по мнению слушателей, был наиболее металлическим среди всех записей Metallica. Диск уже через пару месяцев стал дважды платиновым, заняв 6 место в чартах США и 4 в Великобритании. Всего было распродано больше 8 миллионов копий альбома, а значит ...And Justice For All является на данный момент вторым самым продаваемым альбомом Metallica.
Хотя, не все было так сладко, как хотелось бы. Металликовцев жестко критиковали за рафинированное и сухое звучание гитар, за приглушенный звук ударных. Беда была и в том, что партия бас-гитары Ньюстеда была практически не слышна на альбоме, и можно только гадать, почему так получилось. Хэтфилд и Ульрих утверждали, что слабое звучание баса получилось из-за особенностей сведения альбома, но большинство фанатов посчитали, что Ньюстеда стерли с альбома ради издевки над ним. Вообще, несмотря на громкий успех альбома, фанаты неоднозначно восприняли ...And Justice For All: до сих пор бытуют мнения, что вместе с Клиффом Бертоном умерла и Metallica.
После релиза последовал тур Damaged Justice, а позже металликовцы впервые были номинированы на "Грэмми" (но премию неожиданно получили Jethro Tull) и сняли свой первый клип на песню One (весьма крутой, кстати). Удивление металхэдов было велико, особенно учитывая то, что группа клялась никогда не снимать никаких клипов, которые ассоциировались у большинства металлеров с мейнстримом и коммерцией. Пожалуй, тогда, в 1989 году, из уст некоторых фанатов Metallica впервые прозвучал несмелый вопрос: "Они продались?..."
Ноты, деньги, две гитары
И впрямь, Metallica к концу восьмидесятых годов, помимо вкуса славы и обожания, начала проникаться и вкусом больших денег. Дела шли просто как по маслу: тур Damaged Justice завершился чрезвычайно успешно, и в октябре 1990 года группа снова вернулась в студию ковать новый альбом.Продюсировать новый студийник металликовцы пригласили Боба Рока, известного по работе с Aerosmith, Bon Jovi и Motley Crue. Это слегка напрягло фэнов, которые испугались, что менстримовый продюсер может пагубно подействовать а антикоммерческое звучание Metallica (ох, какой же сюрприз их ждал в недалеком будущем!!).
Работа велась напряженная: альбом был перемикширован трижды, на его запись было угроблено около 1 миллиона долларов и три брака участников группы. Как гласят фанатские байки, металликовцы не раз зарекались когда-нибудь еще работать с Бобом Роком, впрочем и сам Боб, по его словам, нажил не одну седую волосинку от нервной работы с Metallica. И что же получилось в результате полутора лет адского труда в студии?
Пятый студийный альбом группы вышел 12 августа 1991 года, а через два дня он уже был дважды золотым. Безымянный альбом, который так и назвали - Metallica (или The Black Album по его черной обложке со змеей) возглавил чарты по обоим берегам Атлантики, и продержался на вершине хит-парадов месяц. Этому "черному альбому" суждено было стать самым продаваемым металлическим диском всех времен - на данный момент уже продано более 25 миллионов копий. Он практически сразу приобрел бриллиантовый статус и сделал Metallica метал-группой №1 в мире.
Что касается музыкального материала альбома, то тут стоит выделить "золотую четверку" - четыре самые сильные вещи на альбоме, до сих пор играющие из каждого утюга по всему земному шару - это Enter Sandman, Sad But True, и, конечно же, вечные The Unforgiven и Nothing Else Matters, которых не слышали разве что крайние жители Севера. Эти песни мгновенно отошли в разряд нетленки и с тех пор играются "Металликой" едва ли не на каждом концерте.
Остальные композиции тоже весьма и весьма интересны - это и Wherever I May Roam c ее восточными мотивами и интро на ситаре, и почти трэшевые Holier Than Thou и Struggle Within, и трагичная My Friend of Misery с басовым соло Джейсона. Нашлось на "Черном альбоме" место и для тяжелых громких вещей вроде The God That Failed и Don't Tread On Me. Качество звука для 1991 года - близкое к идеальному, ударные Ульриха прекрасны и хлестки, Ньюстеда не стали обижать с басом, вокал Хэтфилда превосходен, а соло Кирка Хэмметта - безупречны и в высшей степени мелодичны. Альбом побил все возможные рекорды, достиг всех вершин, уложил на обе лопатки всех конкурентов. Что же не так?
Беда заключалась в том, что "Черный альбом" был, по сути, абсолютно коммерческим и мейнстримовым, а также и предельно упрощенным в плане построения композиций. Где девятиминутные инструменталы, головокружительные скоростные риффы, неоднократные смены ритма и переходы? Песни на альбоме практически диаметрально отличались от всего, что "Металлика" сочиняла предыдущие 10 лет - теперь это была группа, которая писала песни, которые понравятся всем, а не только особо искушенным металхэдам. Часть убежденных трэшеров, возмущенные простотой и коммерческой направленностью альбома, вынесли свой безжалостный приговор - Metallica продалась". Выяснять, так это или нет - дело неблагодарное. Но скоро уже "Металлика" прорвалась на радио, на телевидение и стала фактически законодателем моды в мире мейнстримового металла.
На фоне всеобщего ажиотажа были сняты клипы Enter Sandman и The Unforgiven, а также выпущен фильм A Year and A Half In The Life of Metallica, подробно рассказывающий о трудном и кровавом процессе записи "Черного альбома"
В поддержку нового альбома "Металлика" отправилась в трехлетнее турне по всему миру, в рамках которого в сентябре 1991 года группа впервые выступила в России на фестивале Monsters of Rock в Тушино перед почти полумиллионной аудиторией. В ходе продолжительного тура "Металлика" посетила с концертами, помимо США, Великобританию и Японию.
Чрезвычайно коммерчески успешный совместный тур с Guns N' Roses едва не обернулся новой трагедией для "Металлики". 8 августа 1992 года в Монреале Джеймс Хэтфилд, не сориентировавшись на сцене, получил ожоги второй и третьей степени. Случилось так, что Джеймса забыли предупредить о том, что рабочие поменяли порядок распределения пиротехнических эффектов, и прямо во время во время исполнения Fade To Black он попал в 3,7-метровый огненный столб. "Я подумал в ту секунду: все, нашей группы больше нет", - вспоминал Джейсон Ньюстед. В результате поражены были руки, ноги и лицо Хэтфилда... Джеймса увезли в больницу, а растерянные Ларс, Кирк и Джейсон объяснились с публикой и понадеялись на помощь своих товарищей по туру, на Guns N' Roses. Как позже выяснилось, понапрасну.
К счастью, все обошлось: Джеймсу пришлось на время отказаться от гитары, и на помощь снова пришел Джон Маршалл, ставший ритм-гитаристом группы на оставшуюся часть тура. Хэтфилду пока до выздоровления приходилось только петь, заглушая сильную боль от ожогов обильным потреблением алкоголя.
Творческий отчет по трехлетнему турне вышел в ноябре 1993 года в виде концертного бокс-сета Live Shit: Binge & Purge, окончательная версия которого вмещала записи концертов в Сан-Диего, Мехико и Сиэтле (это видео было сделано в 1989 году, еще во время тура Damaged Justice. Помимо видео, бокс-сет еще содержал футболку, плакат, буклетик и прочие маленькие радости для каждого фаната. Это сокровище стало 15-кратно платиновым.
В 1994 году "Металлика" выступила на Вудстоке, и после более чем трех лет оглушительных концертов по всему миру наконец снова вернулась в студию работать над новым альбомом. Летом 1995 группа отыграла три шоу в Доннингтон-парке и полностью погрузилась в работу над долгожданным преемником "Черного альбома".
Комментариев нет:
Отправить комментарий